Марина Абрамович: в присутствии художника Marina Abramovic: The Artist Is Present

oKino:
7.7
7.7/10
из 10
IMDb: 7.9 (2,806)
Берлинский кинофестиваль 1
Смотреть онлайн
Сюжет
Югославская художница Марина Абрамович называет себя «бабушкой перформанса». И у нее есть на то все основания. Сегодня в этом виде актуального искусства ей, пожалуй, нет равных, а впервые она обратила на себя внимание арт-сообщества еще в 1974 году. Документальный фильм Мэттью Эйкерса рассказывает о подготовке Марины к своей ретроспективной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке (ставшей крупнейшим перформансом в истории MoMA). Ее посетители смогли не только увидеть, но и лично поучаствовать в реконструкциях самых знаковых и провокативных перформансов художницы, один из которых длился 736,5 часов (каждый желающий мог смотреть прямо в глаза Абрамович 30 минут, что приводило к самым непредсказуемым последствиям). Мало кто сможет повторить то, на что способна Марина. Но те, кому это удастся, поймут, что значит не только «присутствовать», но и «быть» здесь и сейчас.
Трейлер (русские субтитры)
Кадры
Рецензии

Лента для тех, кто ценит современное искусство и любит «покопаться» в судьбе художника, побольше узнать о его творческой природе, мировоззрении и стать свидетелем создания настоящего произведения искусства.

Лейтмотивом всей картины «Марина Абрамович: В присутствии художника» стала подготовка к одному из наиболее ярких проектов «бабушки перфоманса», который назывался «Присутствие художника». Смысл этого проекта заключается в том, что сама Марина сидела на стуле перед пустым столом и напротив неё стоял свободный стул, на который мог сесть любой желающий. Таким образом Абрамович заставила ценителей искусства посмотреть на искусство другими глазами.

В то время как любители изобразительного искусства пытаются высмотреть буквально в каждом произведении личность самого художника: в цветовой палитре — его характер, в сюжетах — его интересы, а в качестве рисунка — его образование. Всё это, оказавшись перед картиной, зритель узнаёт как бы заочно. В свою очередь Марина Абрамович решила стереть границы между самим художником и его работами, создав произведение искусства из самой себя.

Поэтому она и решила провести этот перфоманс, просидев в течение трёх месяцев с утра до вечера в музее современного искусства в Нью-Йорке в качестве экспозиции своего же творения.

В общей сложности Марине пришлось «присутствовать» 736,5 часов. За это время она перевидала множество людей, которые садились на свободный стул перед ней.

По мере подготовки к этому перфомансу Марине пришлось проанализировать всё своё предыдущее творчество, вспомнить свою жизнь поэтапно с самого детства и до сегодняшнего длня, свидетелем чего и становится зритель этой документалки.

При этом банальная параллель «художник и время», которую часто используют в подобных фильма здесь напрочь отсутствует. Перформансы Абрамович хоть и имели зачастую политический контекст, однако не ограничивались лишь актуальными проблемами. Как объясняет сама Марина в этой ленте, её больше интересует сам человек и его внутренний мир.

Главное в работах Марины — способность использовать живые человеческие эмоции и тело, точно также, как живописцы используют краски, а скульпторы — глину.

Местами эта лента напоминает типичные фильмы, которые снимаются в рамках пиаркампаний — уж очень гладенько показывается жизнь и личность самой Марины Абрамович. Её образ жизни, её творчество и стиль работы не поддаётся критике ни в одном из эпизодов. Поэтому чрезмерная идеализация образа этой художницы местами просто раздражает.

Ближе к концу, когда авторы ленты чересчур увлёкшись документацией того, как организовывалась и проходила экспозиция художницы, большинству зрителей из-за скуки становится столь же тяжело усидеть перед экраном, как и самой художнице — просидеть на стуле в своей же экспозиции «Присутствие художника».

Лента «Марина Абрамович: В присутствии художника» получила приз зрительских симпатий за лучший документальный фильм на Берлинале в 2012 году, а также участвовала в конкурсной программе Санденса. Но попадание на столь авторитетные кинофорумы объясняется не столько качеством и новаторством самой картины, сколько личностью самой Марины Абрамович, о которой она рассказывает.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы