Она Вона (Her)

oKino:
8.3
8.3/10
из 10
IMDb: 8.1 (230,392)
Оскар 1
Золотой глобус 1
Сатурн 3
Смотреть трейлер
мин
Режиссёр:
Сценарист:
Композитор:
Премьера в мире:
Премьера в Украине: 27 февраля 2014
Бюджет: $23 000 000
Рейтинг MPAA: R
Сюжет
Теодор — одинокий писатель, покупает новую техническую разработку — операционную систему, призванную исполнять любое желание пользователя. К удивлению Теодора, вскоре между ним и оперативной системой возникает роман.
Трейлер №2 (украинский перевод от oKino.ua)
Кадры
Рецензии

У каждого века должна быть своя Галатея. Эта идеализированная муза, хрупкий облик которой изобретает художник, вкладывая в неё весь свой талант. Вкладывая настолько, что в итоге чувствует не только светлый восторг от удавшегося произведения, но и любовь.

Миф о том, как скульптор Пигмалион вырезал из слоновой кости прекрасную Галатею и в результате влюбился в неё берёт начало ещё в эпоху древней Греции. Буквально ни одна эпоха в искусстве не обходила вниманием эту легенду, создавая свои реплики на столь странную любовную привязанность.

Сегодня же современную трактовку на эту легенду предложил режиссёр Спайк Джонс. Его фильм «Она» намекает, что каждый завсегдатай чатов и кибернетических миров, в которых общается с виртуальными друзьями — в какой-то мере Пигмалион.

Ведь в таком общении нет двух полноценных собеседников. Нет двух личностей, которые, как и в «реале» стоят друг напротив друга, обмениваясь репликами. В общении через интернет каждый в какой-то мере «домысливает» своего собеседника. Своей фантазией компенсирует в нём всё то, что не может увидеть.

Так и протагонист этой картины Теодор: загрузив на свой компьютер программу, обладающую искусственным интеллектом — создал себе друга не только «по своему образу и подобию», но так же и «по своим желаниям и потребностям». Эта программка на основании всей информации в электронной почте, записям в электронных дневниках, а также любой другой личной информации, выгруженной на серверы всемирной паутины, смогла создать идеального собеседника для Теодора.

Если в древности бедный трудяга Пигмалион вынужден был долго мучаться с резцами, молотками и слоновой костью, создавая свою Галатею, то современный Теодор достиг необходимого результата всего лишь в несколько кликов. Если создание своей искусственной возлюбленной многовековой технический прогресс упростил существенно. То на чувственной (не материальной стороне) человека не отразился вовсе. Страдания от такой любви как и много веков назад, так и сегодня — практически одинаковые.

Безусловно, это один из достойнейших фильмов в карьере режиссёра Спайка Джонса. Он славится своими вечными экспериментами с реальностью. То он впускает своих героев в сознание Джона Малковича. То стирает грани между реальностью и вымыслом («Адаптация»). То даёт возможность переплыть из реального мира — прямиком в сказочный просто на лодке («Там, где живут чудовища»)… Словом, режиссёр смело экспериментирует с реальностью, напоминая по своему стилю Мишеля Гондри.

Если для режиссёра эта лента стала предсказуемой, то для исполнителя главной роли — вполне неожиданной. Прославившись на отрицательных ролях, Хоакин Феникс сыграл здесь достаточно нетипичного для себя персонажа. Одинокого неудачника, носящего олдскульные усы и хипстерские очки в роговой оправе. А ведь ещё несколько лет назад он ассоциировался исключительно с беспощадными злодеями, которые жаждут то власти, то крови, то денег… Словом, его острые черты лица обеспечили ему целую роту негативных персонажей на любой извращенный вкус и цвет.

Странно, что актёра не выдвинули за эту роль на «Оскар». Прошлогодняя его роль в «Мастере», за которую он номинировался на премию Американской Киноакадемии, нельзя сказать, что в чём-то превосходит его старания в этой картине.

Оригинальное научно-фантастическое размышление о любви и одиночестве

Недалекое будущее, Лос-Анджелес. Теодор Туомбли (Хоакин Феникс) — одаренный одинокий писатель, работа которого заключается в том, что он пишет лиричные личные письма разным людям, которых он не знает. Замкнутый усач давно расстался с женой (Руни Мара), дружит только с подругой Эми (Эми Адамс) и совсем недавно приобрел новую операционную систему (ОС) «Саманта», с которой он затевает неожиданный любовный роман.

Спайк Джонз — довольно интересный представитель кинематографа. Бывший клипмейкер прославился на рубеже веков фильмами поставленными по сценариям Чарли Кауфмана — «Быть Джоном Малковичем» и непревзойденной «Адаптацией». Позже он снял забавную экранизацию «Там, где живут чудовища», а теперь впервые поставил фильм по собственному сценарию. Долгое творческое молчание не сказалось на оригинальных творениях Джонза, напротив «Она» в этом году заслуженно номинируется на «Оскар» в пяти категориях, в частности «лучший фильм», «лучший сценарий», «лучшая работа художника-постановщика», «лучший саундтрек».

Весь сюжет ленты крутится вокруг жизни заглавного героя Теодора, живущего в одиночестве и одевающегося в брюки с завышенной талией и причудливых цветов рубашки. В жизни усатого писателя время от времени возникают разные женщины, будь то экс-супруга Кэтрин, девушка на свидании (Оливия Уайлд) или лучшая подруга, разрабатывающая компьютерные игры для взрослых. Но человеку XXI века общение с реальными женщинами утомляет и как только возникают противоречия, отношения рушатся, как карточный домик.

Камера постоянно смещается из квартиры Теодора на улицы слегка футуристического мегаполиса (частично отснятого в Китае) и не менее любопытные интерьеры зданий, удивительным образом вместе с музыкой Arcade Fire совпадающие с общим грустным настроением киноленты. Вообще «Она» — самый загадочный и необычный представитель грядущей премии «Оскар» в этом году. Именно поэтому она выделяется на фоне остальных потенциально заточенных под награды фильмов.

В мире будущего по Джонзу все важнейшие работы доверены искусственному интеллекту; здесь интеллектуальное творчество ограничено несколькими профессиями, в частности Теодор поднаторел в выражении чувств других людей в написанных словах. В «Her», которую дословно можно трактовать как «Её» или «Ей», автор постепенно сосредотачивается на любовной линии сочинителя писем и постоянно развивающейся ОС, которая сама придумывает себе имя и пытается своеобразно расположить к себе своего владельца. О присутствии «Саманты» говорит лишь мерщающий огонек в смартфоне и голос в наушнике главного персонажа. Со временем оказывается, что Саманта обладает характером, личностью и даже определенными чувствами, которые она поначалу пытается выразить в девушке-«суррогате» Изабелле (Портия Даблдэй), и чуть позже в сочинительстве музыки на пианино.

Закономерно и ожидаемо, что Теодор влюбляется в бестелесную «красавицу», но пытаясь во всём походить на человека, ОС попадает в те же злополучные сети, что и реальные люди. Без сомнения, искусственный интеллект помогает парню обрести себя, но прогресс её «души» всё дальше отдаляет Саманту от Теодора и тогда возникает недопонимание.

«Она» — гармоничный пример спокойного, пусть даже монотонного кино, вспоминаешь о котором долго и приятно. И весомую значение в картине играют исполнитель главной роли Хоакин Феникс, незаслуженно проигнорированный номинантами, и Скарлетт Йоханссон, подарившая голос «Саманте». Будет очень жаль, если прокатчики пустят в кинотеатры только дублированную версию: без голоса Йоханссон и игры Феникса не получилась бы такая душевная sci-fi-картина, которая неизменно найдет своего зрителя.

Любовная драма «Она» отсылает к недалекому будущему и рассказывает об одаренном писателе Теодоре Туомбли из Лос-Анджелеса, подрабатывающим сочинительством интимных писем для разных людей. Он совсем недавно разошелся со своей женой Кэтрин и живёт в своей просторной квартире в полном одиночестве. Время от времени он встречается со своей лучшей подругой Эми, разрабатывающей компьютерные игры, и даже пытается построить личную жизнь, встречаясь с порекомендованной ему девушкой.

В жизни главного героя ленты «Она» Теодора начинают происходить благоприятные метаморфозы, как только он решается на покупку новейшей операционной системы (ОС), о присутствии которой говорят лишь экран монитора, мерщающий сигнал в смартфоне и голос в наушнике. ОС оказывается искусственным интеллектом с тонкой душевной организацией: она сама себе дает имя — Саманта и похоже, несмотря на бестелесную структуру, обладает личностью и заложенными в программу чувствами, которые вместе с её разумом постоянно прогрессируют. Теодор закономерно влюбляется в «Саманту», но словесный любовный роман не даёт вечных гарантий и к автору возвращается щемящее его чувство одиночества.

«Она» — первый полнометражный проект Спайка Джонза «Быть Джоном Малковичем», «Адаптация»), в котором он выступил одновременно сценаристом и режиссёром. Картина номинируется на премию «Оскар-2014» в пяти категориях, а в главных ролях снялись Хоакин Феникс, голос Скарлетт Йоханссон, Эми Адамс, Руни Мара и Оливия Уайлд.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы