В 90-е годы шотландский писатель Ирвин Уэлш был героем контркультуры и голосом целого поколения, его книги продавались огромными тиражами, а подростки во всю цитировали его персонажей. В oKino.ua решили вспомнить, как к произведениям шотландца обращались кинематографисты и к чему это приводило.

Грязь, экстази, фрики: лучшие экранизации Ирвина Уэлша

На игле

Реж. Дэнни Бойл

Первая и самая успешная киноадаптация романов Уэлша. «На игле» — история о четырех парнях из Эдинбурга, которые ищут свое место в жизни. Попутно они болеют за родную команду, подсаживаются на наркотики, пытаются стать благополучными яппи, но так и остаются вечными аутсайдерами, пусть и с краденными деньгами в кармане.

Критика: авторитетное британское издание HMV назвало «На игле» лучшим национальным фильмом за последние 60 лет. Для его режиссера — Дэнни Бойла — эта работа стала настоящим прорывом в большое кино.

Грязь, экстази, фрики: лучшие экранизации Ирвина Уэлша

Кислотный дом

Реж. Пол МакГиган

Книжный оригинал, выглядевший совершенно безумно, перекочевал на экран фактически без изменений. И все благодаря тому, что Уэлш отвечал за сценарий картины. Здесь есть все те же три новеллы — история парня, с которым в течение одного дня случаются все несчастья, и он к тому же еще превращается в музу; рассказ о мягкотелом муже и кислотный трип как финальная глава.

Критика: «Кислотный дом» стал скорее событием для фанатов и людей в теме. Британская пресса отзывалась о фильме весьма сдержанно: кто-то хвалил изобретательность режиссера, кто-то его осторожно ругал. Однако находились и те, кто сравнивал картину с приемом ЛСД. Последние рецензии Ирвин Уэлш любил больше всего.

Грязь, экстази, фрики: лучшие экранизации Ирвина Уэлша

Хорошие дротики

Реж. Ирвин Уэлш

Поднаторев в написании сценариев, Уэлш сам решил взяться за режиссуру. В результате он написал и снял довольно странную псевдодокументальную историю. В ней рассказывалось о «Дэвиде Бекхэме от мира дартса», который набирал популярность, получал сердечный приступ и катился вниз по наклонной. Все это было подано как черная комедия, полная абсурда и стеба над окружающим миром.

Критика: «Хорошие дротики» пресса встретила негативно. Многие отмечали несколько забавных шуток, оригинальность замысла, но главный вопрос у всех был один: стоило ли ради всего этого делать полнометражную ленту? Кроме того, писали, что фильм слишком уж похож на картину «Город-близнец», вышедшую двумя годами ранее.

Грязь, экстази, фрики: лучшие экранизации Ирвина Уэлша

Экстази

Реж. Роб Хейдон

Самая неудачная экранизация романов Уэлша. Возможно, все дело в оригинале, который в свое время буквально разделил поклонников писателя. Действие здесь происходит в Лондоне, с его рейв-вечеринками и экстази. Так прожигает свою жизнь главный герой, британский яппи, который однажды влюбляется в такую же тусовщицу, как и он.

Критика: «Экстази» разгромили кинокритики. Они ругали одномерность повествования, неинтересных персонажей и совершенно «бестолковую историю ни о чем».

Грязь, экстази, фрики: лучшие экранизации Ирвина Уэлша

Грязь

Реж. Джон С. Бейрд

В оригинале этот роман Уэлша называется «Дерьмо». В отличие от предыдущих произведений шотландца, речь в нем идет не о наркотиках или безумных тусовках, а о продажном копе и его буднях. В них он предается всяческому разврату, нюхает кокаин и выбивает взятки. При этом в фильме режиссер Джон С. Бейрд смягчил многие моменты, убрал несколько линий, сделав картину, которую интересно посмотреть даже не фанатам произведений Уэлша.

Критика: журналисты приняли «Грязь» весьма благосклонно, отмечая, что это все же киноработа на любителя. Некоторые особо дотошные критики увидели в ней еще и актуальное высказывание на злобу дня и критику современного общества.