В прошлом году он провалился с сериалом «Винил», в этом попробует реабилитироваться в большом кино. На неделе в украинский прокат выходит фильм «Молчание» Мартина Скорсезе, а мы вспоминаем главные творческие удачи и неудачи режиссера.

Лучшие

Злые улицы (1973)

Злые улицы

До того как снять этот фильм, Скорсезе уже успел пройти школу Роджера Кормана, поставить для него трэш-фильм «Берта по прозвищу Товарный вагон» и поработать на съемках фильма о Вудстоке. Но именно «Злые улицы» стали его первой самостоятельной картиной, где он буквально выплеснул на экран все те идеи, о которых мечтал еще со времен киношколы, открыв заодно путь в большое кино своему приятелю Роберту Де Ниро.

Таксист (1976)

Таксист

После успеха фильмов «Злые улицы» и «Алиса здесь больше не живёт» Скорсезе получил еще больше денег и еще больше свободы, что позволило ему сделать одну из лучших кинокартин 70-х годов. «Таксист» одновременно отсылал к послевоенным фильмам о крутых парнях, показывал безумие одного человека и ночную изнанку Нью-Йорка. Не случайно, по слухам, сценарист фильма Пол Шредер писал всю историю, доводя себя до безумного состояния алкоголем, бессонницей и ночными поездками по маршруту будущего героя.

Бешеный бык (1980)

Бешеный бык

Еще Альфред Хичкок заметил, что для хорошей экранизации нужны только посредственные книги. Мемуары Джека ЛаМотты — лучшее тому доказательство. В них рассказывалось обычная история о падении неплохого боксера и о его проблемах в семье. Но Скорсезе увидел в герое сходство с собой, а за историей бокса неожиданно угсмотрел историю кино. Так получился второй великий фильм режиссера.

Славные парни (1990)

Славные парни

«Славных парней» часто называют лучшей кинокартиной Скорсезе. И если судить по цитатам и фильмам, которые она вдохновила — возможно, это и так. К тому же в «Славных парнях» соединилось все лучшее, что было в карьере режиссера: от энергичности «Злых улиц» и безумия «Таксиста» до камерности «Бешеного быка» и почти всех тем, которые так или иначе встречались в творчестве Скорсезе до и после.

Казино (1995)

Казино

Уникальность Скорсезе в его умении прятать за криминальными историями личные мотивы. «Казино» — рассказ о человеке, который, достигнув всего, в какой-то момент также легко может это и потерять. У фильма был отличный актерский состав (Роберт Де Ниро, Шэрон Стоун и Джо Пеши), некоторые критики видели в нем продолжение «Славных парней», но для зрителей — это была просто еще одна возможность вернуться к настоящему миру Скорсезе.

Худшие

Берта по прозвищу «Товарный вагон» (1972)

Берта по прозвищу «Товарный вагон»

Вообще, «Берта» — это добротное B-movie — то самое низкобюджетное кино, которое в 60-х поставил на поток Роджер Корман. Здесь была и своя любовная история, и герои-аутсайдеры, и много стрельбы. Но это был фильм Кормана, а не Скорсезе — и то, что для первого хорошо, для второго — скорее просто маленькое упражнение в стиле.

Цвет денег (1986)

Цвет денег

Вольное продолжение фильма 1961 года «Бильярдист». В оригинале молодой Пол Ньюман играл юного игрока в бильярд, который превращает свою страсть в настоящий бизнес. В продолжении престарелый Ньюман словно встречался с самим собой в молодости (Том Круз). В целом, это было не так уж и плохо, но до оригинала фильм явно не дотягивал, а сам Скорсезе, кажется, делал его исключительно ради денег.

Мыс страха (1991)

Мыс страха

Начало 90-х — один из самых тяжелых периодов в жизни Мартина Скорсезе. После успеха «Славных парней» и бурных 80-х режиссера ждало страшное похмелье и последующее падение в пропасть. Причем это касалось как его жизни, так и кино. «Мыс страха» оказался худшим фильмом в его карьере и одним из самых нелепых ремейков в истории кино.

Эпоха невинности (1993)

Эпоха невинности

Один из двух исторических фильмов Марти, посвященных истории его родного Нью-Йорка. Вот только если «Банды Нью-Йорка» еще имели какой-то успех, то «Эпоха невинности» оказалась слишком не типична для Скорсезе, и в ней явно не хватало «дыхания» и эксцентрики. Фильм получил «Оскар» за лучшие костюмы и провалился в прокате.

Воскрешая мертвецов (1999)

Воскрешая мертвецов

Переосмысление «Таксиста», где вместо водителя авто главным героем оказывается врач скорой помощи, которого к тому же преследуют призраки умерших людей. При бюджете в 55 млн долларов фильм заработал в американском прокате всего 16 млн. Возможно, причина тому — участие «короля провала» Николаса Кейджа.