Уходящий год был богат не столько на хорошие фильмы, сколько на околокиношные события: утечки информации и видеоматериалов, скандалы и отборнейшие срачи, вызванные кино. О последних, случившихся преимущественно в нашем сегменте Интернета, oKino.ua и напоминает.

«Интерстеллар» — шедевр

Интерстеллар

Ни один другой фильм не обсуждали в 2014 году так рьяно, как этот. Причем мнения разделились как у кинокритиков, так и у рядовых зрителей. «Золотой середины» в спорах об «Интерстелларе» просто не существует: это кино либо шедевр, «расширяющий сознание», либо полная лажа, рассчитанная на то, чтобы удивить неискушенного зрителя. Причем одно мнение подогревало другое. Любую критику в адрес «Интерстеллара» поклонники фильма воспринимали как личное оскорбление (пример тому вот). А тонны похвал заставили тех, кого картина не выбесила, но просто оставила равнодушным, с пеной у рта обливать «Интерстеллар» грязью, а заодно и всех так называемых «ноланодрочеров».

В общем, как и все громкие дискуссии, эта оказалась ненужной, бессмысленной и вызванной исключительно удачным маркетингом фильма. Если бы пиарщики «Интерстеллара» не преподносили его как откровение, мало бы кто тратил время и тысячи знаков на раздраженные комментарии. Но память массового зрителя коротка. Год назад подобное обсуждения, но в меньших масштабах вызвала «Гравитация», а через год Ридли Скотт выпустит на экраны «Марсианина» — очередной блокбастер о космосе и смысле человеческой жизни. Следующий шедевр?

«Племя» vs «Поводырь»

Племя

Первый признак развития украинского кино не в том, что его начали больше снимать либо выпускать в прокат, а в том, что его стали обсуждать. Срач между «Племенем» и «Поводырем» — двумя самопровозглашенными главными украинскими фильмами года — длится и по сей день. «Племя» наградили в Каннах в мае, «Поводыря» показали в Одессе в июле. Картины разных жанров, для разных аудиторий, которые на трезвую голову никому бы не захотелось сравнивать, если бы судьба не свела их на голосовании Украинского оскаровского комитета. За несколько часов до официального объявления кандидата в номинацию на «Оскар» от Украины, появилась фейковая новость о победе «Племени». Комиссия же выбрала «Поводыря».

На все это большинству украинцев, не видевших ни того, ни другого фильма, было глубоко плевать, но смертельная словесная битва началась в Фейсбуке между критиками, работниками киноиндустрии и просто сочувствующими отечественному кино. Развитие срача шло по той же схеме, что и с «Интерстелларом»: «Племя» объявили шедевром и произведением искусства, в отличие от конъюнктурного и шароварного «Поводыря». В ответ объявились те, кому «Поводырь» оказался не так уж плох, а фильм «Племя», где делают подпольный аборт и людей забивают тумбочками, наоборот, не понравился как не самый приятный для имиджа Украины в мире. Количество людей, которые точно знают, какое кино отбирает Американская киноакадемия, росло с одной и с другой стороны.

В споре участвовали и заинтересованные стороны — представители прокатчиков и создатели фильмов, из-за чего противостояние «Племени» и «Поводыря» свелось к обычной конкуренции между двумя бизнес-проектами, к которой зачем-то приплели искусство, патриотизм и пользу для зрителя. Отсутствие фразы в описании «претендент на „Оскар“» подпортило «Племени» промо на международном рынке, что не помешало картине собрать множество средних и мелких кинонаград по всему миру. «Поводырь» же оказался успешнее в прокате, заработав не слыханные для отечественного кино $894 тыс. (на момент публикации) против около $25 тыс., полученных от своих же сограждан «Племенем».

Интернет-срач на тему обоих фильмов получил новое развитие на прошлой неделе, когда был объявлен лонглист номинации на «Оскар» и «Поводыря» там не оказалось. При этом обсуждение не вышло за пределы Фейсбука и авторских колонок в разделах культуры. Оказалось бы «Племя» на «Оскаре» или нет — мы уже никогда не узнаем, потому спор об обоих фильмах потенциально вечен, как и бессмыслен. В итоге Украина получила первый по-настоящему успешный у зрителя отечественный фильм и фестивального режиссера-звезду с зашкаливающим самомнением.

Майдан

Майдан

Не лезь поперед батька в пекло — гласит народная мудрость. Режиссер Сергей Лозница решил опередить всех и первым представить цельное полнометражное кино о Майдане 2013/14. За что и получил. Формально раньше появился документальный «Евромайдан. Черновой монтаж», но он скромно открыл местный фестиваль, тогда как фильм Лозницы повезли в Канны как спецсобытие. За рубежом «Майдан» похвалили, тогда как наш зритель оказался требовательнее: тема была болезненной, личные воспоминания зрителей гораздо ярче и весомее, чем кадры Лозницы. Но у фильма оказались как противники, так и защитники, которые вели спор на страницах изданий и в соцсетях. Первые вменяли режиссеру искажение хронологии событий, безразличие к отдельным личностям и какое-то бесчувствие. Другие считали, что созерцательная манера, в которой снят «Майдан» и есть самой верной, чтобы объективно показать революцию. Позже появилось еще несколько фильмов о Майдане, более эмоциональных, на первый план вышли фронтовые хроники с Донбасса, и фильм Лозницы позабыли, как и острые дискуссии вокруг него.

Поделом голой Дженнифер Лоуренс

пародия на украденное фото Дженнифер Лоуренс

The Fapenning — так в оригинале прозвали самое радостное событие для мужской части интернет-аудитории, случившееся под 1 сентября. Тогда в Сети оказались интимные фото многих топовых знаменитостей. Но больше всего внимания получила Дженнифер Лоуренс, которую теперь можно было рассмотреть обнаженной со всех углов и ракурсов. Это событие заметно подпортило репутацию оскароносной актрисе: сложно теперь видеть в Лоуренс «Сойку-пересмешницу», когда перед глазами стоит изображение ее голой задницы. Об утечке личных фото можно было бы и забыть — в конце концов, Лоуренс не первая и не последняя, кто оказался в подобной ситуации (голые сэлфи Йоханссон появились еще три года назад и благополучно ушли в историю). Но в Интернете начались бурные обсуждения в защиту и против Лоуренс. Доброжелатели указывали на то, что вторгаться в личную жизнь человека нельзя, кем бы он ни был, и вообще Лоуренс в первую очередь актриса. Другая сторона твердила, мол, нечего было вообще такие фото делать — сама виновата, вот и поделом. Если брать глобально, то этот спор выявил классические человеческие пороки: нетерпимость, злорадство и желание судить других.

Тизер новых «Звездных войн»

Пародия на световой меч

Седьмой эпизод культовой фантастической киносаги «Звездные войны» — это громкое кинособытие с момента первой новости о том, что его все-таки снимут. Но долгое время спорить было не о чем — разве что обсуждать слухи и актеров, роли которых неизвестны. Первый тизер к фильму оживил интернет-сообщество. Ролик оставил неоднозначное впечатление и вызвал споры от исключительно гиковских (дизайн истребителей и светового меча, изменения в форме штурмовиков и т. д.) до более приземленных. В рунете, например, развели срач из-за того, что первым в кадре появляется темнокожий, который, по слухам, будет главным героем новой трилогии. Но без позитива не обошлось: кадр с антигероем и световым мечом подарил Сети множество смешных и злободневных фотожаб.