«Теремок» по-датски, вестерн в восточноевропейской деревне, обаятельный мерзавец Венсан Кассель и чай Хью Джекмана — такие новинки мы советуем вам осилить в ближайший уикенд. В «Старинках» — победитель Канн прошлых лет и еще парочка достойных фильмов.

Новинки

Коммуна

О чем: Дания, 1970-е. Интеллигентная семейная пара с дочерью-подростком получает в наследство большой дом. Чтобы оплачивать счета, супруги решают найти еще нескольких сожителей. Дом превращается в коммуну, где счастливы будут далеко не все жильцы.

Зачем смотреть: скорее, для знакомства с «их нравами». В отличие от нас, Дания не знала такой прелести, как коммуналки, где хочешь не хочешь, а приходилось жить вместе с неблизкими людьми. Воодушевленные популярными тогда на Западе идеями, герои в итоге так и не осознают, но становятся подтверждением того, что индивидуализм остается одной из главных характеристик развитого общества. Сценарий «Коммуны» основан на детских воспоминаниях режиссера, выросшего в похожем на тот, что в фильме, доме — и судя по всему, этот опыт был для Винтерберга не самым приятным. Из плюсов фильма стоит отметить хорошую реконструкцию эпохи, тонкий стеб над вольными прогрессивными взглядами и хорошо выдержанную драматическую линию главной героини в исполнении скандинавской звезды Трины Дюрхольм.

Браво!

О чем: Валахия, 1835 год. Законник и его сын-помощник разыскивают сбежавшего от барина раба-цыгана, которому угрожает смерть.

Зачем смотреть: фильм «Браво!» нельзя смотреть бездумно — за прямолинейной историей скрывается богатый социальный, политический и исторический подтекст. Нам показывают румынские земли за 13 лет до «Весны народов», и сложно представить, что показанное общество вообще хоть как-то готово к провозглашению прав и свобод. Более того, можно задуматься, действительно ли спустя 100-200 лет люди могли так разительно измениться, ведь персонажи фильма сплошь расисты, сексисты, гомофобы, антисемиты и ксенофобы, что вполне соответствовало духу времени, когда о демократии и толерантности говорили лишь незваные образованные гости с Запада (в одной из сцен одного такого выпихивают пинком под зад, чтобы «не портил настроение своей этикой»). Режиссер Раду Жуде демифологизирует историю восточноевропейского села, романтизированного литераторами-интеллигентами, сострадающими несчастным бесправным людям, которые, судя по фильму, в сострадании-то как раз и не нуждаются. На месте Валахии легко представить Надднепрянщину или любую другую украинскую, русскую, польскую и т. д. землю. «Браво!» снят на общих планах, делая зрителя отстраненным и объективным наблюдателем, а сам фильм похож на утерянную кинохронику и стилистически очень близок к поздним фильмам Алексея Германа, где прошлое также оживало во всей его предметности и телесности. Но, в отличие от Германа, в ленте Жуде есть юмор. И что интересно, «Браво!» остается типичным фильмом «новой румынской волны», хоть и стилизованным под европейский вестерн.

Мой король

О чем: во время лечения в санатории немолодая Тони перебирает в памяти историю 10-летних болезненных любовных отношений с Джорджо (Венсан Кассель).

Зачем смотреть: драма, интересная (и полезная), в первую очередь, женщинам, которые хоть раз в жизни испытывали любовную зависимость. Нездоровый характер романа главных героев становится очевиден не сразу: почти что идеальный на первый взгляд Джорджо позже оказывается тем еще мерзавцем, которого Тони умудряется систематически прощать. Вывод после просмотра один: после первых тревожных звоночков как можно быстрее уносите свои ноги от подобных Джорджо.

Мечта Дукале

О чем: документальный фильм о том, как актер Хью Джекман боролся за справедливость в индустрии производства кофе, после того как повстречал бедного эфиопского фермера.

Зачем смотреть: «Мечта Дукале» принадлежит к вдохновляющей популярной западной документалистике, показывающей успешный пример борьбы за права, справедливость и добро. Таких фильмов много, и в них, к счастью, показана не только проблема, но и успешное ее решение. Кроме воодушевляющего рассказа, «Мечта Дукале» любопытна, конечно же, участием Хью Джекмана и его семьи. Актер поддерживает кампанию Fair Trade, отстаивающую справедливые условия труда и торговли. Подружившись с эфиопцем Дукале, Джекман создал и назвал в его честь образцовое чайное производство, вся прибыль от которого уходила на благотворительность. Параллельно актер проводил всякие мероприятия, привлекающие внимание к проблеме условий и оплаты труда, а также вопросам экологии подобных производств. Все это в ярких красках рассказано и показано в фильме, и, если вы не закореневший циник, то проникнетесь искренностью и добрыми намерениями Хью.

Старинки

Смерть и девушка

Реж. Роман Полански

О чем: некогда политическая активистка, а ныне мирно живущая домохозяйка Паулина (Сигурни Уивер) узнает в своем новом соседе (Бен Кингсли) бывшего мучителя, издевавшегося над ней во время репрессий.

Зачем смотреть: умный камерный триллер о мести от знаменитого Романа Полански — на протяжении почти всего фильма мы видим только трех актеров. Название фильма следовало бы перевести как «Смерть и дева» — по произведению Шуберта, которое звучит в начале и конце фильма и которое имеет важное значение для сюжета.

Заполнить пустоту

О чем: 18-летнюю Ширу из хасидской общины пытаются выдать замуж за молодого вдовца — мужа ее любимой погибшей сестры.

Зачем смотреть: «Заполнить пустоту» позволяет заглянуть в закрытый мир хасидов, консервативных иудеев. Семья здесь превыше всего, браки устраиваются родителями и раввином, а о чувствах говорить не принято. Воспитание мешает Шире признаться в своих желаниях даже самой себе — на этом и построен конфликт в фильме. Вообще же, эта лента очень тонко и деликатно показывает зарождение чувств и всегда сопровождающие их сомнения.

Дитя

О чем: 20-летний хулиган и мелкий вор Бруно отдает своего новорожденного сына на усыновление, даже не поставив в известность свою подружку. Вскоре осознав глупость поступка, парень отправляется на поиски ребенка.

Зачем смотреть: за фильм «Дитя» бельгийцы братья Дарденны получили в 2005 году свою вторую «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Эта картина выдержана целиком в их стиле: рассказывать простые реалистичные истории о людях из низов общества и их моральных проблемах. «Дитя» — кино понятное, поучительное и оптимистичное. Это необычный подход к жанру драмы взросления, сам процесс которого происходит не через первую выпивку, секс и т. д. (что обычно составляет сюжет подобных лент), а через осознание ответственности — главной черты взрослого человека. Еще «Дитя» следует отметить из-за сильной актерской работы Жереми Ренье, который позже еще не один раз поработает с Дарденнами.