В 96-м выпуске нашей ежепятничной рубрике советуем фильмы, которые, как минимум просветят вас в некоторых исторических событиях. Среди них — кино о Холокосте, которое могло (и, наверное, должно было) быть снято в Украине. Также отныне в рубрике будем упоминать о новинках кинопроката — и только о тех, которые по-настоящему достойны вашего внимания.

Новинки

 в прокате 

Она 

Она

Реж. Пол Верховен

О чем: Мишель — глава компании, занимающейся видеоиграми, строгий босс и стерва в глазах окружающих мужчин. Оставшись одна дома, она подвергается насилию со стороны незнакомца в маске. Подозревая, что это кто-то из окружающих, Мишель хладнокровно начинает выискивать обидчика самостоятельно.

Зачем смотреть: это первый за 10 лет фильм голландского провокатора Пола Верховена (экспериментальная картина 2012 года «Tricked» не считается, она практически не дошла до широкого зрителя), и, кажется, именно этого мастера так не хватало в кино сегодня — с его умением смешивать эротику, юмор и грубые физиологичные моменты. Веселый неполиткорректный циник Верховен пришелся не ко двору на Каннском кинофестивале (его оставили без наград), зато критики и зрители оценили такое кино, не расшаркивающееся перед фестивальной модой, по достоинству. Больше об этой картине читайте в нашей рецензии.

Рейтинг IMDB: 7.6

Rotten Tomatoes: 91%

Глубоководный горизонт

Реж. Питер Берг

О чем: об аварии на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, которая случилась в 2010 году и стала одной из крупнейших на то время техногенных катастроф в истории.

Зачем смотреть: если и учиться у кого-то снимать кино по реальным событиям, так это у американцев — умеют даже из позорного для своей страны случая сделать эпическое зрелище с моралью и трогательной человеческой историей. В этом смысле у фильма две цели. Во-первых, напоминать о том, как сильно человек может навредить этой планете и его жителям. Во-вторых, обратить внимание на повседневный героизм простых рабочих. Для пущей убедительности их сыграли знаменитости Марк Уолберг и Курт Рассел.

Рейтинг IMDB: 7.5

Rotten Tomatoes: 80%

Девятая жизнь Луи Дракса

Реж. Александр Ажа

О чем: доктор пытается выяснить обстоятельства несчастного случая, из-за которого в кому впал 9-летний мальчик, и чем дальше углубляется в это дело, тем к более шокирующим выводам приходит.

Зачем смотреть: фильм для тех, кто любит неожиданные развязки и сюжетные повороты, и для тех, кто любит проверять, насколько быстро может раскусить замысел сценариста. В случае с «Девятой жизнью Луи Дракса» речь идет, скорее, о замысле Лиз Дженсен, автора бестселлера, по которому снято это кино. Очень осторожно следует говорить об этой картине, ибо любая лишняя информация уничтожит интригу, потому ограничимся лишь тем, что здесь намешана и мистика, и любовь, и психология, и бытовуха, при желании каждый сможет отыскать какие-то дополнительные смыслы в этой киноголоволомке, а главные роли исполнили Сара Гадон, Джейми Дорнан, очищающийся от образа Кристиана Грэя, и Аарон Пол.

Настанет день

Реж. Qеспер В. Нилсен

О чем: двое братьев временно попадают в приют, когда их мать тяжело заболевает. Порядки в учреждении оказываются хуже некуда: детей воспитывают путем унижений и наказаний. Братья бунтуют и планируют побег.

Зачем смотреть: фильм для тех, кто не боится испытывать сильные настоящие эмоции во время просмотра кино и хочет лишний раз убедиться, что нет ничего лучше свободы и уважения человеческих прав. Действие ленты «Настанет день» происходит в 1960-е года, но это не успокаивает, так как основой для сценария послужили истории реальных подобных приютов в Дании тех лет, о которых стало известно лишь благодаря честным воспоминаниям уже повзрослевших воспитанников и возникшей в обществе дискуссии.

Потерянные в Мюнхене

Реж. Петр Зеленка

О чем: в Чехию привозят 90-летнего попугая, некогда принадлежавшего французскому премьер-министру, подписавшему в 1938 году скандальное соглашение о передаче Судетов нацистской Германии. Птица неожиданно выдает такие фразы, заученные от прежнего хозяина, что это грозит международным скандалом.

Зачем смотреть: неожиданный фильм, который начинается как сатирическая комедия, разворачивается в кино о кино и оканчивается как исторический детектив. Будьте готовы к сюрпризам, подобно тем, что были в ленте «Кровь моей крови». Глубокие познания в чешской истории не требуются — главное можно схватить в процессе просмотра, тем более что легко провести параллели и с украинской историей, и современными настроениями общества. «Потерянные в Мюнхене» важны для нашего зрителя в качестве примера того, как посредством кино можно справляться со старыми историческими травмами и национальными комплексами (не прибегая, собственно, к жанру исторического фильма). Справляться не с выдавливанием слезы и ура-патриотическим пафосом, а с помощью самоиронии и самокритики. Роль обиженных и обокраденных Европой чехов оказывается отнюдь не такой однозначной, как и сама история, где не бывает четких разделений на правых и неправых, хороших и плохих. Достается от режиссера Петра Зеленки также и современной Чехии, прибедняющейся, когда ей это удобно, но, как показано в фильме, с ролью жертвы и национальными иллюзиями рано или поздно надо расставаться.

Старинки

Не бойся темноты

Реж. Трой Никси

О чем: переехав с отцом и его невестой в старый дом, замкнутая девочка обнаруживает в жилище странных существ.

Зачем смотреть: главное, что вам надо знать об этом фильме — его сценаристом и продюсером стал Гильермо дель Торо. Потому не обращайте внимание на имя режиссера — это целиком дельторовский проект. Если вам нравится стилистика фильмов этого бородатого мексиканца, то вам понравится и эта картина. Готика, ужас на уровне всем знакомых детских страшилок и обращение к городским легендам — все это есть в ленте «Не бойся темноты».

Колоски

Реж. Владислав Пасиковский

О чем: два брата-поляка пытаются узнать, что случилось в их родном селе в годы Второй мировой войны.

Зачем смотреть: «Колоски» — польский фильм-покаяние об истории, которая могла случиться (и случалась) повсеместно на оккупированных нацистами территориях. Это также неудобное напоминание и крик о безразличии, которое необходимо преодолевать даже поколения спустя. Ведь невыученный урок истории склонен повторяться и имеет последствия, независимо от срока давности.