На неделе в прокат выходит «Марсианин» — новый фильм Ридли Скотта и самый громкий научно-фантастический блокбастер осени. В фильме рассказывается о ботанике Марке Уотни, который остался в одиночестве на исследовательской станции на Марсе и, не теряя надежды, ищет пути выжить и вернуться домой. В сюжете много науки, а за кадром остались любопытные истории создания, о которых мы считаем своим долгом рассказать.
#1
Многострадальный литературный источник. Основой для «Марсианина» послужил одноименный научно-фантастический триллер американца Энди Уира (в транскрипции российских издателей — Энди Вейер), выпущенный в 2011 году. Этот роман — марсианская робинзониада, которую в критике назвали «„Аполлон-13“ встречает „Изгоя“». Уир долго не мог найти издателя для своей книги и, отчаявшись, начал выкладывать ее по главам в блоге. У произведения быстро появились читатели, так что автор вскоре смог продавать по доллару за электронный вариант книги на Amazon, где тот впоследствии вошел в топ продаж. И даже после этого Уир не получил контракт на печатную публикацию — сперва «Марсианина» выпустили как аудиокнигу, а потом уже ему предложили издаться в традиционном виде. Интересно, что спустя четыре дня после договора с издательством писателю позвонили из Голливуда, чтобы приобрести права на экранизацию.
#2
Локации. Марсианские пейзажи снимали в Иордании, в пустыне Вади Рам, которую еще называют Лунной пустыней. Здесь снято немало знаменитых фильмов: от «Лоуренса Аравийского» и «Красной планеты» до вторых «Трансформеров». Кстати, Ридли Скотту это место тоже знакомо: в Вади Рам делали инопланетные сцены для «Прометея». Кроме того, «Марсианина» снимали в павильонах в Лондоне и Будапеште.
#3
Другое время. Марсианское времяисчисление в фильме указывается в солярных днях. Солярные (солнечные) сутки на Красной планете не намного дольше, чем на Земле — 24 часа 39 минут, и для них принято отдельное название — солы. Для операторов космических аппаратов на Марсе даже разработаны специальные часы с марсианским временем. А вот год на Марсе значительно отличается от земного и составляет почти 687 привычных нам суток (или 668, 59 солов).
#4
Pathfinder. Важная роль в фильме отводится программе по изучению Марса Mars Pathfinder 1996-97 гг. Тогда на Красной планете оставили станцию и отделившийся от нее марсоход. Снабженная аккумуляторами и солнечными батареями станция делала снимки и собирала метеорологическую информацию. Оборудование станции проработало три месяца — гораздо дольше времени, на которое рассчитывали ученые (1-4 недели), а связь с Pathfinder оборвалась из-за неполадок в элементах питания станции. Всего в результате этой исследовательской программы было получено около 17 тысяч снимков Марса, а также множество данных о погоде, химическом составе грунта и пр.
#5
Кастинг. Мэтт Дэймон, сыгравший Марка Уотни, вел переговоры о роли, еще когда режиссером фильма должен был стать его сценарист Дрю Годдард. Мэтт даже ходил на встречу с Годаром, но тот вскоре ушел на другой проект, а «Марсианина» заморозили на полтора года. Дэймон уже и забыл о фильме, как его пригласили на встречу с Ридли Скоттом, с которым актер ранее никогда даже не пересекался. Единственный вопрос, который Мэтт задал перед тем, как согласиться: не будет ли «Марсианин» повторять «Интерстеллар»? Но Скотт разъяснил, что его блокбастер о космосе другой — веселее. На съемки у Мэтта ушло пять недель, причем он не пересекался на площадке с другими актерами. По словам Дэймона, для роли он не особо-то и углублялся в науку, ограничившись сценарием, и даже не встречался с настоящими космонавтами, как это делала Джессика Честейн.
#6
Божья кара. Главный герой находит на марсианской станции деревянное распятие, которое использует в практических целях. Эти сцены можно даже расценить как святотатство, особенно, учитывая то, что в следующем эпизоде Марка Уотни ожидает серьезная неприятность — своеобразная расплата за осквернение креста.
#7
НАСА. Это ведомство очень тесно сотрудничало с кинематографистами. По сюжету, сотрудники НАСА — ключевые персонажи (около 50 страниц сценария связано с этой организацией). А если кто-нибудь хочет упомянуть НАСА в своем фильме, то он должен получить одобрение от ведомства, которое обязательно проверит сценарий на возможные искажения правды. Проект фильма «Марсианин» НАСА очень понравился, да так, что его сотрудники еще и выступили консультантами. А показанная в картине миссия на Марс якобы похожа на уже запланированные НАСА реальные космические миссии. Кроме того, в декабре прошлого года титульный лист сценария «Марсианина» отправили в космос на аппарате «Орион», причем на бумаге еще и была надпись — цитата главного героя: «Я выберусь из этого дерьма с помощью науки».
#8
Ошибки. В «Марсианине» уже успели обнаружить различные научные неточности. Так, в самом начале фильма начинается сильный шторм на Марсе,
Еще претензии: вред от солнечной радиации, которую легко пропускает атмосфера Марса, и влияние которой должен был бы ощутить Уотни, и слабая гравитация,
Есть, правда, и моменты, за которые ученые нахваливают «Марсианина» — например, за точные расчеты времени, использование марсианского грунта для выращивания растений и изображение марсианских смерчей.
#9
Совет от Хэтэуэй. Джессика Честейн, сыгравшая капитана исследовательской миссии, получила полезную подсказку от своей коллеги Хэтэуэй. Обе снимались в «Интерстелларе», причем Энн довелось носить скафандр на съемках, а Джессике — нет. В «Марсианине» же Честейн пришлось надеть костюм для космонавтов. И Хэтэуэй, зная, что предстоит подруге, посоветовала той надевать под низ охлаждающий костюм, чтобы не запариться во время длительных съемочный сессий.
#10
Режиссерская версия. Изначальный хронометраж «Марсианина» — 2 часа 45 минут. Для прокатной версии пришлось вырезать около 25 минут. Так, Ридли Скотт оставил за кадром некоторые интересные детали, касающиеся гигиены главного героя, а также другие подробности его марсианского быта. Но режиссер рассчитывает, что полную версию фильма можно будет увидеть на Blu-Ray.
#11
Диско. В «Марсианине» неожиданный саундтрек как для научной фантастики. Это не атмосферная электроника или нойз, как в «Гравитации», или величественные композиции, как например, в «Интерстелларе». Здесь звучит музыка диско: хиты Abba, Глории Рейнор, Донны Саммер и не только. Плюс песня «Starman» Дэвида Боуи из альбома «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars», лирика в котором рассказывает о марсианине Зигги Стардасте, который просвещает человечество посланиями о мире и надежде. Все саундтреки к «Марсианину» объединяет тема жизнелюбия и оптимизма — ключевые мотивы самой картины.
Удивляюсь, почему так хвалят книгу? Последний классный серьёзный нф фильм, что я видел - Прометей. Марсианин явно из другой оперы.
Кстати, Яндекс убил Кинопоиск - делайте программу импорта оценок пользователем фильмов. Первый, кто сделает это плюс повторит убитые ими функционал, получит миллионы юзеров.
Цікаво було.