Ла Ла Лэнд

Автор хитовой «Одержимости» демонстрирует, что такое классический мюзикл, воссоздавая все прелести и пороки жанра.

«Ла Ла Лэнд» — кино, очарованию которого тяжело не поддаться. Радостные яркие цвета «Техниколора», ненавязчивая музыка на универсальный вкус, головокружительные танцевальные номера и двое популярных артистов в образах влюбленных искателей признания в лос-Анджелесе. «Ла Ла Лэнд» очень легко хвалить: рекордное количество наград за всю историю «Золотого глобуса», дифирамбы от практически всех американских киноизданий и, соответственно, море хайпа. Давно западная критика и зрители не пребывали в таком согласии. По-видимому, очень плохи дела с современным киномейнстримом, если просто умело снятое и приятное кино вызывает такой ажиотаж. Шум вокруг «Ла Ла Лэнда» больше говорит о современном зрителе, профессиональном и обывателе — падком на все броское. Фильм Дэмьена Шазелла — кинематографический аналог журнальной фотосессии в стиле ретро, когда все постановочно красиво и томно взывает к ностальгии по эпохе, в которой ты сам не жил.

Ла Ла Лэнд

«Ла Ла Лэнд» — это возвращение к классическому мюзиклу. Именно возвращение, но не возрождение и ни в коем случае не переосмысление (если, конечно, не считать новшеством наличие в фильме смартфонов и Интернета). Дэмьен Шазелл заглядывает в каталог мировой истории мюзикла, копируя в свой фильм оттуда понемногу от множества кинолент: от «Поющих под дождем» до новаторских для своего времени «Шербургских зонтиков». По всей картине разбросаны «пасхалки»: от обоев с Ингрид Бергман в комнате главной героини до старого кинотеатра Rialto Theatre в пригороде Лос-Анджелеса, памятника архитектуры, нынче закрытого. Но наличие «пасхалок» и внушительного цитатника из истории кино не может заменить смысл и не делает «Ла Ла Лэнд» чем-то особенным.

Шазелл очень грамотно снял оммаж эпохе расцвета мюзикла, как несколько лет назад Мишель Хазанавичус снял «Артиста», напоминающего о богатстве выразительных средств немого кино, которому в мейнстрим путь уже давно заказан. И если успех немого фильма в 21 веке — это действительно событие, то мюзикл в извлечении из небытия не нуждается, потому что он там никогда и не был. Он просто продолжил путь из варьете через большие экраны на малые, приняв в наше время форму бесконечных танцевальных и песенных талант-шоу, которые набирают высокие рейтинги. Сложные по хореографии и постановке и эффектные музыкально-танцевальные сцены в «Ла Ла Лэнде» действительно напоминают финалы каких-нибудь американских «Танцев со звездами». Потому картина Шазелла угождает и насмотренным эстетам, и постоянной аудитории эфирного ТВ.

Ла Ла Лэнд

Чего Шазеллу не занимать, так это режиссерского мастерства. 32-летний поклонник джаза за лет семь проделал путь от мамблкорного мюзикла «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» до заявки на Голливуд в «Одержимости» и, наконец, до окончательного признания благодаря «Ла Ла Лэнду». Последний фильм, правда, наименее изобретательный по режиссуре, но недюжинная работа Шазелла достойна похвал. Он создает отдельный декоративный мир с фиолетовыми закатами, людьми в идеально гармоничных по цвету одеждах и открытыми ночью планетариями. Эта декоративность удобно вписана в место действия — Голливуд и студийный городок, где работает героиня Эммы Стоун, и соответствует жанру, но лишает подобия жизни и без того схематичных персонажей. С одной стороны, разве можно требовать глубины от героев мюзикла, которым главное петь да плясать, с другой стороны, именно это стало в свое время причиной заката жанра — зритель просто устал смотреть на актеров — заводных кукол. Через образы главных героев Шазелл сочувствует всем творческим людям (талантливым, бездарным — не важно) и не пропускает ни нотки иронии в сторону индустрии развлечений, которая покоряется единицам и жестоко обходится с остальными. Такого сказочного и манящего Голливуда на экране мы не видели давно, и вопрос в том, уместно ли в наше время его показывать с такой лестью. Вспомните-ка, как год назад братья Коэны проехались по мюзиклам с морячками и русалками.

В «Ла Ла Лэнде» герой Райана Гослинга, музыкант-идеалист Себастиан, мечтающий вернуть славу культовому джаз-клубу, прописан лучше, чем его партнерша — неудачливая актриса Миа. Героиня Эммы Стоун, которая вроде бы больше всего на свете хочет получить роль, забывает о карьере ради свидания, но в итоге легко расстается с чувствами, когда ее актерские дела налаживаются. Амбициозная сука — пожурили бы мы ее, если бы все психологически спорные моменты не перебивала трогательная композиция «City of stars». И вообще странно сопереживать истории якобы настоящей любви, которую легко разрушила перспектива временного общения по скайпу и зависть к успеху партнера. Мельчает герой нынче: чтобы разлучить, например, Ги и Женевьеву, понадобилась война в Алжире. Героям Шазелла оказалось достаточно первого успешного кастинга.