Представляем главный топ фильмов от oKino.ua за последние двенадцать месяцев. Из года в год, кажется, что кино все меньше способно удивлять, не то чтобы вызывать эмоции. И каждый фильм, которому удается хотя бы что-то одно из упомянутого, становится событием. Выбрать десятку лучших на этот раз было нелегко: скажем честно, что только насчет первого места у нас не было никаких сомнений, остальные же картины в списке можно переставлять по позициям как угодно. Только шесть из десяти лент были показаны в Украине на большом экране, причем лишь четыре из них были выпущены в прокат — к несчастью, отечественная кинодистрибуция все еще не позволяет смотреть все лучшее мировое кино, просто купив билет в кинотеатр.

Примечание: при формировании списка фильмами 2015 года мы считали те, которые были легально показаны в Украине в уходящем году, и те, которые вышли за рубежом в 2015 году, но на момент написания этого материала не запланированы в прокате у нас. Фильмы вроде «Омерзительной восьмерки» и «Выжившего» («Легенды Хью Гласса») не брались в расчет, так как их официальная премьера в Украине состоится уже в 2016 году. В топ также не вошли картины, о которых мы писали в прошлогоднем рейтинге и которые позже все же вышли у нас на больших экранах.

Партизан

Снятый в Грузии австралийский фильм с англоговорящим Венсаном Касселем и персонажами, названными русскими именами. Такой «фьюжн» оказался чересчур для многих кинокритиков: «Партизан» получил смешанные отзывы, удостоившись в «Санденсе» награды лишь за операторскую работу. Сочетание несочетаемого, на самом деле, — и есть ключ к просмотру фильма, где абсолютно не важны ни место, ни время действия, потому как здесь в обобщенных образах разложена на молекулы любая авторитарная система. Где-то на окраине асфальтовых джунглей Григорий (Кассель) успешно содержит большую коммуну из женщин и детей, для которых он выполняет роли отца, учителя, правителя и Бога, пока один из воспитанников не ставит под сомнение авторитет патриарха. Как режиссерский дебют, «Партизан» силен, но не лишен шероховатостей. Также его справедливо упрекать в искусственности созданного на экране мира. Даже стилизованные под 80-е караоке-клипы были записаны специально для фильма известными электронными артистами, взявшими себе псевдонимы (все клипы есть на ютьюб-канале вымышленного лейбла Partysan Records), — и они по праву должны быть в списках лучших саундтреков года.

Лобстер

Англоязычный дебют греческого режиссера Йоргоса Лантимоса — то, что называется «и нашим, и вашим». Идеален для фестивальной публики и понятен для зрителя, как математика в начальных классах. Но сними Лантимос то же кино на греческом и с никому не известными актерами — мимо. Здесь же интернациональный актерский состав (звезды Колин Фаррелл, Рейчел Вайс, Леа Сейду и др.) оправдывает и иронично-гротескную манеру картины. Снятого подобным образом кино — валом, но «Лобстер» выигрывает за счет идеи. Лантимос комплексно подходит к проблеме любви и одиночества в общественном разрезе, пользуясь при этом самыми банальными метафорами. И, кажется, об этой теме чем проще сказано — тем лучше.

Такси

Последний на сегодня фильм Джафара Панахи — иранского режиссера-диссидента, которому по суду запрещено в течение двадцати лет снимать кино. Но запрет не может стать преградой для таланта и искусства — этому и посвящена картина «Такси». Панахи садится в автомобиль, ездит по Тегерану, подбирая попутчиков — незнакомцев и близких людей, через которых зритель узнает немного больше о том, что происходит в стране, мире и душе режиссера-водителя. «Такси» — кино политематичное: здесь и посвящение фильму «Десять» другого иранца, Аббаса Киаростами, и путешествие по фильмографии самого Панахи, и социально-политический комментарий. В то же время богатство идей облечено в очень простую форму. «Такси» оказывается легким и приятным кино, от которого можно получить удовольствие, даже не вникая во весь контекст его создания. Эта открытость для самого разного зрителя при высоком художественном уровне уже заслуживает упоминания ленты в списке лучших за год.

Бердмен

«Оскар» за лучший фильм года не помог фильму попасть в украинский прокат — его официальная премьера на большом экране состоялась лишь летом на кинофестивале в Одессе. Логику прокатчиков понять можно: «Бердмен» — это кино на узкую тему, рефлексия на актерское ремесло в его современных проявлениях, перед которой, естественно, не смогло устоять профессиональное сообщество киноакадемиков. В этом фильме Голливуд смотрит на самое себя на все 360 градусов, следуя за камерой Эммануэля Любецки. Многословный и технически сложно поставленный, «Бердмен» — это образец того, что называется high class голливудской драматургией и режиссурой, где все продумано и на своем месте. Ему не хватает душевности, которая была, например, у фильма «Весь этот джаз», но повестка дня раскрыта: Иньярриту и Ко наступают на больной мозоль индустрии развлечений, проезжаясь как по супергеройскому тренду, так и по нью-йоркским снобам, отвечающим в Америке за высокое искусство.

Развлечения

Если бы был топ самых пессимистических фильмов года, то первое место в нем безоговорочно заняла бы эта картина. Ее можно назвать вырезанным близнецом-паразитом «Бердмена»: здесь тоже рассказывается об артисте на грани срыва, только его жизненные обстоятельства гораздо хуже. Безымянный главный герой — стендап-комик с самым гадким в мире образом, шутит сложно и не смешно, вызывает раздражение публики и сам раздражается на ее глупость. На пару с молодым мимом он колесит с туром по Калифорнии — но выступает не на утопающих в софитах сценах, какие мы привыкли видеть в кино, а в различных клоаках, даже дает успешное представление в тюрьме. У главного героя есть и личная драма, но сочувствия он вызывает мало. Зато благодаря ему мы можем взглянуть на изнанку энтертейнмента (в оригинале фильм называется как раз «Entertainment») — на тех, кто даже не плетется в конце большого американского Успеха, а никак не может за него ухватиться. Благодатная калифорнийская земля сочится черным золотом, но брызги его для большинства чреваты лишь грязными пятнами на одежде.

Комната

Обладатель приза зрительских симпатий — главного на кинофестивале в Торонто, этот фильм уже получил три номинации на «Золотой глобус» и практически гарантировал себе место в гонке за золотые статуэтки. Но промокампании у «Комнаты» практически нет, в отличие от других нашумевших претендентов на «Оскар» вроде фильма «Кэрол». И в нашем прокате мы вряд ли ее увидим, несмотря на то что предыдущая работа ее автора Леонарда Абрахамсона, минорная драма об андеграундных музыкантах «Фрэнк», все же добралась до наших больших экранов. А жаль, ведь «Комната» заслуживает внимания. Это история о киднеппинге, рассказанная со стороны жертвы, а именно — пятилетнего мальчика, которого похищенная мать родила в заточении. От подобных историй эту отличает чуткое внимание автора к чувствам своих персонажей и тому, что происходит после долгожданного освобождения. Обычно в таких случаях мы видим счастливые объятия и титр The End, в «Комнате» же так начинается новая история, в которой не меньше трудностей, чем в побеге из многолетнего плена. «Комната» — это психологически тонкая киноработа, которая растрогает, обходясь без смакования жестокости и эмоционального порно.

Охотник на лис

«Оскаровский» неудачник: пять номинаций и ни одной награды. Ставим на то, что годы спустя «провал» «Охотника на лис» будут упоминать как очередной просчет киноакадемиков. В этой картине режиссер Беннетт Миллер явственно предстает большим американским автором, создавая в кадре контекст, который оказывается богаче даже такой незаурядной истории, какая рассказана в «Охотнике на лис». Эксцентричный миллионер, убивший чемпиона по борьбе — звучит как логлайн обычного криминального фильма, в ленте Миллера же этот конфликт уходит корнями в американскую ментальность, связанную с мачизмом и стремлением к превосходству. Режиссер бередит старые раны родной нации, будь то классовое неравенство или культ силы. «Охотник на лис» наверняка не самое приятное для американцев кино, не потому ли его и предпочли проигнорировать в наградной сезон.

3. Buzzard

Buzzard

«Buzzard» (переводят как «Полудурок» и «Стервятник») — самая хулиганская независимая комедия года. Забудьте о невротиках-интеллектуалах, на которых зиждется американское инди. И о дерганных инфантильных девушках Ноа Баумбаха. Вместо всех этих бурчащих под нос мямлей — крик. Кричит он, подлинный герой нашего времени — главный персонаж фильма «Buzzard», злой молодой клерк Марти. Всеми способами он обжуливает опостылевшую фирму, а его единственная амбиция — сделать перчатку с лезвиями, как у Фредди Крюгера. Ему не нужны социальные контакты (разве что для очередного одурачивания), хотя с ними-то у него проблем нет. Мировоззрением Марти похож на героев вирусного видео о «пацанах, которые шли к успеху, но не фортануло». Марти, правда, в итоге все же фортануло — как и сыгравшему его Джошуа Берджу, который после «Buzzard» получил роль в «Выжившем» с ДиКаприо.

Феникс

Это, пожалуй, самый зрительский фильм Кристиана Петцольда, лидера такого разношерстного направления в кино как «берлинская школа». Не в последнюю очередь благодаря мелодраматической составляющей: пережившая Холокост Нелли возвращается в разрушенный послевоенный Берлин, чтобы отыскать своего мужа, считающего ее погибшей. Но «Феникс» интересен другим. С одной стороны, в контексте немецкой истории это важное обращение к травматическому прошлому страны. Никто не хочет слушать о пережитой Нелли трагедии, предпочитая ее забыть, а заодно и свою вину как молчаливых пособников нацизма. С другой стороны, «Феникс» можно воспринимать как универсальную историю о том, что после определенных событий невозможно вернуть себя прежнего, а уж тем более возвращаться к давно преданным чувствам.

Безумный Макс: Дорога ярости

Будем неоригинальны в выборе лучшего фильма года. Потому что «Безумный Макс» показал, что блокбастеры могут быть произведением искусства, а не однодневным хламом для заколачивания денег. Возродив постапокалиптическую франшизу о Максе спустя тридцать лет, режиссер Джордж Миллер создал мощную визуальную симфонию, следуя золотому правилу кинорежиссуры: показывай, а не говори. Практические спецэффекты, мастерский монтаж, рисованный крупными мазками и одновременно хорошо продуманный мир после катастрофы — давно фильмы с бюджетом больше ста миллионов не были настолько хороши. По четвертому «Безумному Максу» видно, как Миллер проделал долгий путь от режиссера-аматора до auteur массового кино, утерев нос молодым голливудским ремесленникам, делающим упор на примитивную болтовню и неразборчивый CGI экшен. К черту Абрамса и ему подобных, «Дорога ярости» — вот кино, по которому в киношколах будут изучать, как надо делать блокбастеры.