На экраны вышел «Великий Гэтсби» — пятая экранизация изданного в 1925 году романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. В новой версии, поставленной Базом Лурманом, звучит современная музыка, актеры повторяют ненужные фразы, а на экране царит бессмысленная красота в формате 3D.

1. Баз Лурман экранизировал Фицджеральда для MTV

Реки шампанского, возлежащая на рояле певица Флоренц Велч, темнокожие парни на подскакивающем кабриолете, танцующие не фокстрот, но современный шаффл статисты. Роскошные-роскошные декорации, наезды и динамичные панорамы. Все это сильно отдает не то популярными видеоклипами, не то программой MTV «Сладкие 16». Первый выход ДиКаприо в образе Гэтсби — точь-в-точь из какого-то телешоу, где дорогой внешне, но дешевый по содержанию пафос зашкаливает. Лео прекрасен своей лучезарной улыбкой, но «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина за кадром и фейерверк за спиной — это скорее пародия. Американские школьники, наверняка, будут рады этой экранизации, ведь теперь им легче воспринимать произведение из обязательной программы по литературе. Или даже вообще не читать. «Великий Гэтсби» образца 2013 года — это нечто среднее между последними «Анной Карениной», мюзиклом «Отверженные» и сериалом «Сплетница».

2. Слишком много гламура, слишком мало смысла

Лурман и его постоянный соавтор сценариев Крэйг Пирс выхолостили первоисточник до основания. Они вроде бы и расставили ключевые события романа, растыкали по фильму узнаваемые цитаты, но забыли вложить в это хоть чуточку души. Ветер бесчинствует по комнате Дэзи Бьюкенен, Гэтсби не забывает вставлять в свои фразы слово «старина», а рассказчик Ник нудит советом своего отца. Но все эти детали теряются за визуальной вычурностью фильма. И кто поймет, что символизируют глаза доктора Эклберга на билборде? Да и дело в том, что Лурман не первый и не последний, кто ставит камеру под таким углом и плодит шаблонные кадры ревущих 20-х. Десять лет назад в фильме «Чикаго» легкомысленное и театрализованное изображение той эпохи выглядело свежо и привлекательно. Но не сейчас, когда атмосферу и стиль того времени эксплуатируют на корпоративах.

3. Бейонсе — символ печали, Лана Дель Рей — символ любви

Идеей взяться за «Великого Гэтсби» Лурман проникся, прослушав аудиокнигу. Потому, наверное, и сделал современную музыку полноценным персонажем, перебирающим на себя добрую часть зрительского внимания. Тот же самый прием режиссер проделывал с «Мулен Руж» и «Ромео + Джульетта» — кому-то понравилось, кому-то нет. Бейонсе перепела хит Эми Уайнхаус, Эмели Санде с Брайаном Ферри — хит Бейонсе, а заглавной темой стала композиция Ланы Дель Рей, сопровождающая самые романтичные моменты фильма. Спродюсированный хип-хопером Джей-Зи саундтрек накалил в «Гэтсби» до предела картинные страсти, но обезличил ретро-атмосферу. Все социально-исторические контексты этой истории скрылись под дождем конфетти.

4. Герои фильма или нарочито хорошие, или нарочито плохие

Персонажи Лурмана получились плоскими, как пол в танцевальном зале, и пали жертвой во имя мелодраматичности. Джей Гэтсби — герой неоднозначный и трагический, амбициозный и обозленный, но оступающийся на пути к иллюзорному счастью. Он не только безумно влюбленный, но парень из социальных низов, пробравшийся на верхушку общества, он человек, измененный войной. А в фильме он просто страдает из-за любви, остальное показывается бегло как дань роману. Предмет обожания Гэтсби — Дэзи — самый непоследовательный персонаж. «Она идеальна», — думает вначале зритель. «Как это так?» — восклицает публика в финале. В итоге понятно, что героиня Кэри Маллиган оказалась сукой, но почему — читайте в книге. Нику Каррауэю зачем-то добавили мечту стать писателем и литературный талант, то ли, чтобы объяснить, как он вообще мог изложить на бумаге всю эту историю, то ли ради большей симпатии.

5. 3D-формат лучше всего выглядит на кустах

Трехмерность в Голливуде превратилась в какой-то обязательный пункт для блокбастеров. Бюджет «Гэтсби» в $105 млн. требовал той же технологии. А требовал ли сюжет? «Мулен Руж», снятый практически в идентичной манере, но даже с большими виражами кинокамеры, не был объемным. Снимая очки, замечаешь, что, по сути, картинка и не меняется. Только листочки на деревьях и кустах хуже видно. А в 3D они чуть живее и красивее. Ведь экшена-то особого в «Гэтсби» и нет. Лишь любовницу Бьюкенена эффектнее подбрасывает в воздух после столкновения с машиной, да зритель мчится за взглядом Гэтсби к дому его возлюбленной через водоемы Нью-Йорка. И, как и во многих других фильмах, камера прыгает вниз с небоскреба для большей помпезности.