После десятки недооцененных фильмов, увиденных в уходящем году, oKino.ua обращается к другой теме — кино, которое получило от зрителей либо критиков (либо и тех, и других) гораздо больше похвал и обожания, чем на то заслуживает.

Интерстеллар

Без преуменьшения, самый обсуждаемый фильм года, но получивший от зрителей гораздо больше похвал, чем заслуживает. Средней руки сай-фай, где есть такие обязательные ингредиенты голливудского кино, как впечатляющие визуальные эффекты и вездесущая тема семьи. На откровенные драматургические слабости, одномерность характеров и банальность идеи многие зрители в «Интерстелларе» просто закрыли глаза. Потому и темами для обсуждения стала научная достоверность и логика событий в фильме, хотя «Интерстеллар» — кино художественное, а не научпоп. Если бы в картине была убедительная история, то научность ее не имела бы никакого значения. Звание «шедевр» фильм Нолана может получить лишь от тех, кто смотрит кино от случая к случаю, потому такой вторичный, хоть и неплохой фильм может показаться откровением.

Выживут только любовники

Есть такой тип кино — о нескромном обаянии и превосходстве интеллектуалов. Если такое кино снимет давно признанный и некогда даже модный режиссер — успех обеспечен. Это все о ленте «Выживут только любовники» Джармуша — анемичной истории о паре вампиров-эстетов, которые ценят вечную любовь, рок-музыку и Кафку (ну как же без него-то). Герои Джармуша надменны по отношению к смертным и отрешены от всего земного, как и подобает вампирам. Но понимая, что режиссер подразумевает просто людей с богатым внутренним миром и высокой эрудицией, ей-богу, хочется спросить: зачем же все так пафосно? Альтернатива перехваленному фильму Джармуша — «Фрэнк», кино о творческих личностях, которым нет места в социуме, но снятое как с иронией, так и состраданием к героям.

Племя

«Племя» — это кинопроект, удачно рассчитанный под заграничную фестивальную публику, которому повезло попасть на глаза иностранцами после Майдана, когда Украина оказалась в центре внимания. В «Племени» есть то, что ожидается от восточноевропейского артхауса: длинные статичные кадры, как в медленном кино, жесткий сюжет и упор на социалку, как в румынской «новой волне», и чернуха, как снимают русские и много кто еще из нашей части света. Для чего это снято, как соотносится с настроениями в обществе — другой вопрос. Ответ на первое — для награды в Каннах и европейского «Оскара». Бессмысленный бунт героя-одиночки, который заслуживает удара тумбочкой по голове не меньше, чем условные антигерои — вот что есть в самом «Племени». А еще сцена подпольного аборта ради сцены аборта, насилие ради насилия, и поза «69» ради позы «69». Но, конечно, все это можно описать как критику духовного упадка общества, погрязшего в несправедливости и коррупции, которое даже самые светлые чувства выражает как животные инстинкты. Но это все уже додумали кинокритики, которым так хочется, наконец, найти хоть одного украинского режиссера, способного сделать успешную фестивальную карьеру.

Ной

Этот фильм достаточно высоко оценили критики, но больше всего «Ноя» перехвалили своими деньгами зрители, причем именно наши. В США-то картина даже не окупилась, а вот в Украине месяц (!) держала лидерство в прокате и в пятерке самых кассовых за год окажется. При этом «Ной» — неуверенная и неумелая попытка смешать блокбастер и глубокомысленное кино, к которому тяготеет режиссер фильма Даррен Аронофски. Неудачный кастинг (лоснящийся Дуглас Бут, деревянная Эмма Уотсон, Логан Лерман с озабоченным лицом), маниакальный образ Ноя и камнеобразные ангелы — из-за всего этого «Ной» выглядел как пародия, а не дорого снятая притча. Хотя сцены гибели человечества в волнах, безусловно, порадуют мизантропов.

Волк с Уолл-стрит

Скорсезе снял драйвовый и нигилистический фильм о герое, который может быть очень плохим и отделается от кары за свои деяния малой кровью. Многим «Волк с Уолл-стрит» понравился грубым и циничным мужским юмором, сценой с обдолбанным ДиКаприо, ползущим к машине, заводной музыкой и общей динамикой сюжета. Все эти характеристики можно уложить в одно слово «прикольно». «Прикольный фильм» получился у Скорсезе, в общем-то. Но не более.

47 ронин

Чрезмерно пафосный, по-детски наивный и непродуманный — все это о фильме «47 ронин», фэнтэзи о самураях с Киану Ривзом в главной роли. Чтобы получить удовольствие от этой картины, нужно лишь три вещи. Первое — очень любить Киану. Второе — любить сцены с единоборством. Третье — не пытаться оценивать фильм вообще. Вероятно, украинский зритель соблюдал все три правила, ибо «47 ронин» заработали в нашем прокате целых $2,6 млн. Хотя, возможно, всему виной лишь удачное время премьеры фильма — в новогодние праздники.

Юность

Один из лучших фильмов года по всевозможным американским рейтингам, который стоил режиссеру Ричарду Линклейтеру и актерам много усилий и 12 лет времени. «Юность» поразила критиков документальностью, искренностью и тем, что в ней в деталях запечатлелись изменения в культуре целой страны. Но в «Юность» отталкивает чрезмерным позитивом и «американским духом». Это все о них, о каком-то другом обществе и чьем-то чужом и радостном детстве, пусть и омраченном разводом родителей и жизнью с отчимом. Но мы-то с вами знаем, что жизнь-то бывает гораздо более жестока, особенно, когда ты взрослеешь.

Два дня, одна ночь

Как и в случае с «Юностью», драма «Два дня, одна ночь» — из рубрики «Их нравы». Режиссеры братья Дарденн подкупали искушенную фестивальную публику скромностью, простотой и прямолинейной моралью своих фильмов. Все то же самое есть в ленте «Два дня, одна ночь». Но фильм переоценили не потому, что он не являет ничего нового в творчестве Дарденн. Но потому, что сложно сопереживать истеричке в розовой кофточке, которая теряет работу из-за того, что долго лечилась от депрессии. Наигранная измученность Марион Котийяр порядком раздражает, как нереалистичность окружающих героиню людей: идеальный терпеливый муж, коллега, рыдающий от того, что не стал жертвовать своими интересами. «Два дня, одна ночь» — далеко не самый сильный фильм Дарденн, получивший похвалы скорее по инерции, чем по делу.

Первый мститель: Другая война

Капитан Америка на большом экране считается одним из самых драматически интересных героев, хотя второй фильм подряд он не выходит из образа задрота, который не может найти себе место в этом мире. Кэп так и не нашел себе девушку, зато пытается вернуть лучшего друга, пускай и зазомбированного. Из ленты «Другая война» пробовали сделать политический триллер в духе 70-х, но не смогли выйти за рамки типичного марвеловского блокбастера. В итоге, драма в фильме свелась к клише, как и экшен, скроенный по тем же лекалам, что и в «Железном человеке». Но это все не смутило американских критиков, которые называли «Другую войну» чуть ли не лучшим фильмом всей киновселенной Marvel.

Поводырь

Предсказуемый патриотический блокбастер, который тем не менее отвечает потребности украинского зрителя. «Поводырь» — успешный в прокате кинопроект с лучшим за всего годы Независимости постпродакшеном и достойный ответ пропагандистским российским фильмам. Но это это вряд ли можно засчитать в художественные достоинства картины. Потому «Поводырь» имеет большое значение для развития местной киноиндустрии и привлечения к украинскому кино зрителя, который раньше не мог вынести плохое техническое качество отечественного кино либо же был равнодушен к нему.