Пришло время подвести главные итоги уходящего киногода. Сразу скажем, что 2016-й оказался скучнее предыдущих двенадцати месяцев, еле удалось наскрести полноценную десятку. При этом мы старались учитывать только те фильмы, которые выходили в прокат или которые легально могла посмотреть широкая аудитория. По этой же причине мы не оценивали картины, которые только доберутся на наши экраны в 2017. До сих пор существует проблема, что многие достойные ленты просто не выпускаются отечественными дистрибуторами, а онлайн-кинотеатры далеко не всегда удовлетворяют зрительский интерес. Подчеркнем, что на этот раз мы отказались от ранжирования фильмов с 1 по 10 места: в этом списке все картины равны и каждая имеет какое-то достоинство, выделяющее ее среди других.

Любой ценой

Любой ценой

Тот случай, когда неприметный и скромный релиз становится настоящей киноманской находкой. Нео-вестерн «Любой ценой» незаметно прошел в отечественном прокате, не получил ничего в Каннах, но под конец года сорвал целых три номинации на «Золотой глобус» — и вполне заслуженно. Шотландец Дэвид МакКензи второй фильм подряд (его предыдущая работа — тюремная драма «От звонка до звонка») делает лаконичное мужское кино, без лишних сантиментов и пафоса; экшен о дискредитированном всякими «Форсажами» понятии семьи. Главные герои «Любой ценой» — двое бедовых техасских брата, которые грабят банки, чтобы обеспечить будущее своих детей и племянников — по факту, мстят системе, бросившей их семью в долговую яму. Последнее делает картину МакКензи еще и завуалированным высказыванием о последствиях экономического кризиса в Америке, пробудившего у белого рабочего класса инстинкты насилия и индивидуализм времен освоения Дикого Запада.

Я, Дэниэл Блэйк

Я, Дэниэл Блэйк

Кен Лоуч вот уже полвека снимает один и тот же фильм, обращая внимания на трудности жизни британского рабочего класса. И лента «Я, Дэниэл Блэйк» — это квинтессенция мотивов и образов из прошлого творчества режиссера, которые, к сожалению, не теряют актуальности. Бюрократия обретает новые формы, мутируя под воздействием компьютеризации, жертвой чего становятся герои фильма: пожилой рабочий, которому карандаши привычнее компьютерной клавиатуры, и мать-одиночка, выкинутая из Лондона в социальное жилье в провинции — чтобы не портила имидж процветающей столицы. Не веселую в целом историю борьбы с системой Лоуч снял с искренней человечностью и оптимизмом, которым следует поучиться каждому кинематографисту, затрагивающему социальные темы.

Читайте рецензию на фильм «Я, Дэниэл Блэйк»

Она

Она

Пол Верховен впервые за десять лет (экспериментальный триллер «Одураченный» не считается) напомнил о себе и всём том, за что его любят (или терпеть не могут). За умение дразнить ханжей, вытягивать наружу садомазохистские наклонности обывателей, разбавить трагедию язвительной шуткой не к месту и снимать нездоровые сексуальные сцены. Ко всему этому в ленте «Она» прибавился и стеб над политкорректностью. Единственной не запятнанной цинизмом остается любовь Верховена к сильным женским образам: железная по характеру героиня Изабель Юппер воцарилась в списке девушек из «Четвертого мужчины», «Основного инстинкта» и «Черной книги». И фильм «Она» — это, безусловно, лучший феминистический фильм года.

Читайте рецензию на фильм «Она»

Маргарита

Маргарита

В один год вышли сразу две картины, вдохновленные реальной историей, которая давно просилась на экран. Биография безголосой, но уверенной в своем певческом таланте дамы стала основой для голливудской драмеди «Флоренс Фостер Дженкинс» с Мэрил Стрип и европейской драмы «Маргарита». Первая лента получила четыре номинации на «Золотой глобус» и, вероятно, мелькнет на «Оскаре». Вторая — четыре «Сезара» и спецприз в Венеции. В «Маргарите» нет комедийной примеси, это чуткая и по-настоящему печальная история о том, что с любой иллюзией приходится расставаться, и чем раньше это сделать, тем меньшей болью можно обойтись.

Читайте больше о фильме «Маргарита»

Тони Эрдманн

Тони Эрдманн

Драмеди от немки Марен Аде попала во все приличные списки лучших фильмов года (на звание «приличного» наш список, если что, скромно не претендует). И критиков можно понять: «Тони Эрдманн» разительно отличается от современной конъюнктуры в мире авторского кино. Почти три часа паясничанья сначала в исполнении упитанного бюргера-пенсионера, а потом и его флегматичной дочери-карьеристки раскрывают конфликт поколений, взглядов на счастье и идеологию успешности. Главная героиня, тридцатилетняя бизнес-консультант, выпустив ненадолго своего внутреннего ребенка, в финале так и остается на распутье, как ей жить: безмятежно наслаждаться каждым мгновением жизни либо гнаться за карьерными достижениями, отвечая вызовам глобализованного мира. Добавьте к этому еще и трогательную сюжетную линию «отец — дочь», караоке Уитни Хьюстон и комментарий об отношениях ЕС со своими новыми восточноевропейскими членами, и тогда хайп вокруг «Тони Эрдманна» не кажется таким уж раздутым.

Эдди «Орел»

Эдди «Орел»

Комедия о худшем участнике Зимних олимпийских игр перекликается с «Маргаритой»: Эдди «Орел» Эдвардс так же бездарен в прыжках с трамплина, как французская аристократка в пении. Но вот «Эдди „Орел“» — это как раз жизнеутверждающая история о том, что надо верить в себя даже тогда, когда никто в тебя не верит. От множества подобных фильмов, чествующих пожизненных лузеров, этот отличается отличным юмором, хорошей динамикой, ностальгическим и одновременно стебным саундтреком — отличная альтернатива пафосным байопикам о знаменитых спортсменах.

Кровь моей крови

Кровь моей крови

На восьмом десятке дедуля Марко Беллоккьо снял фильм, который многие занесли бы в номинацию «Что это было?» года. Сюжет «Крови моей крови» содержит то, что по-настоящему можно назвать неожиданным поворотом: на середине фильма исторический детектив об инквизиции обрывается и превращается в сатиру на современную Италию, которая, если перефразировать Джойса, похожа на человека, который зарабатывает на жизнь, показывая туристам труп своей бабушки. В ленте «Кровь моей крови» роль трупа бабушки исполняет дряхлый вампир, чье пристанище-монастырь «отжимает» русский олигарх. В список лучших картину Беллоккьо ставим за то, что никому другому в уходящем году не удалось так элегантно одурачить (читай: удивить) зрителя, а также за песню Metallica, превращенную в григорианский хорал.

Под покровом ночи

Под покровом ночи

Два фильма в одном снял и Том Форд — дизайнер, оказавшийся очень хорошим режиссером, которого одинаково ругают и хвалят за чрезмерный эстетизм (дизайнер же). В ленте «Под покровом ночи» самые вылизанные по цвету, свету, мейкапу и костюмам эпизоды разоблачают красивую, но пустую жизнь героини Эми Адамс, тогда как вся пыль, грязь и пот приходятся на сюжетную линию ее бывшего супруга-писателя, вернее, его книги — pulp-романа о слабохарактерном мужчине, ищущем убийц своей семьи. Тому Форду удалось не запутаться в обеих линиях, объединив их идеей мести и утраченных возможностей. Так лента «Под покровом ночи» получилась хорошим примером сложного, но умелого сторителлинга с удачно расставленными акцентами. Обратим внимание на то, что в украинский прокат фильм так и не вышел (зато вышел во всех соседних странах) и вряд ли уже появится, хотя это отнюдь не высоколобый артхаус, а просто качественное жанровое кино.

Чудо на Гудзоне (Салли)

Чудо на Гудзоне (Салли)

Этой картиной Клинт Иствуд в который раз подтверждает то, что он состоялся как режиссер. Шутка ли, снять обстоятельную полнометражную драму, в которой всего-то и событий, что одна авиакатастрофа и одно заседание с ее разбором. Таких исходных данных Иствуду оказалось достаточно, чтобы перенести на экран (не без помощи характерного актера Тома Хэнкса) мучительные сомнения пилота, взявшего на себя большую ответственность. На внутреннем конфликте Иствуд, человек старой закалки, не остановился, заодно посадив на место всех технофилов, трубящих о превосходстве машины над человеком.

Читайте рецензию на фильм «Чудо на Гудзоне» («Салли»)

Изгой-Один. Звездные войны: Истории

Изгой-Один. Звездные войны: Истории

Блокбастерам обычно не место в списке лучших фильмов года, если их оценивать не по количеству и качеству CGI, бюджету или кассовыми сборами (исключение — прошлогодний «Безумный Макс: Дорога ярости»). И вообще крупнобюджетные фильмы в 2016 году в большинстве своем разочаровывали, даже не даря детской радости от бездумного созерцания киноаттракционов. Потому хотим отметить в нашем списке фильм «Изгой-Один» как образец того, как можно, используя все знакомые киноклише, снять осмысленное и взрослое продолжение культовой франшизы и при этом не испортить ее. Меньше тупых диалогов, больше психологической обоснованности действий героев, баланс между современным экшеном и мимикрией под старые фильмы, щепотка серьезности из голливудских военных драм — вот и весь рецепт, почему у режиссера Гарета Эдвардса получилось то, что не получилось у Джея Джей Абрамса, снявшего 7-й эпизод «Звездных войн».

Читайте рецензию на фильм «Изгой-Один»